31 января 2022 г.

Мастер-классы как предтеча съезда математиков

Трудно представить классическую оперу или балет без увертюры. Казалось бы, она исполняется еще при закрытом занавесе, никакого действия на сцене не происходит, а зрители уже волшебным образом погружаются в мир, придуманный автором, и настраиваются на основные мелодии и темы огромного музыкального произведения. Некоторые из увертюр настолько узнаваемы сами по себе, что, я не сомневаюсь, многие из вас легко напоют увертюру к опере «Кармен» Ж.Бизе или к балету «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.

Примерно такую же роль играет эпиграф к литературному произведению – он заранее поясняет основную мысль, которую желал донести автор в книге или ее главе. Многие известные произведения тоже узнаваемы по их эпиграфам, например, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина начинается с известной пословицы «Береги честь смолоду», и этот факт отлично знают даже школьники.

А что насчет увертюры или эпиграфа к… образовательному событию? В Год педагога и наставника их будет много – ярких, значимых, актуальных. Для моих коллег по цеху, думаю, весьма заметным будет Международный съезд математиков, который анонсирован на 2023 год. Что же выделяет его среди множества предстоящих событий?

Запоминающийся эпиграф

Да, запоминающийся эпиграф, яркая увертюра! Именно так можно охарактеризовать конкурс мастер-классов учителей и преподавателей математики, который был проведен в конце 2022 года Академией Минпросвещения России в рамках подготовки к Международному съезду математиков. Принять участие в конкурсе могли не только учителя-предметники 5-11‑х классов, но и педагоги начальной школы и СПО, что значительно расширило аудиторию участников, которые соревновались в отдельных соответствующих номинациях.

Несмотря на высокий статус федерального, участником мог стать любой учитель даже самой отдаленной школы, который имел желание поделиться своим мастерством и прислать 15‑минутный ролик на суд экспертов. После технического отбора жюри предстояло оценить более 400 мастер-классов за несколько дней (перед самыми новогодними праздниками). Работа была нелегкая, но, например, лично для меня очень интересная и познавательная. Даже для членов жюри имена победителей оставались загадкой до окончательного подсчета голосов. Признаюсь, сама очень болела за некоторые мастер-классы.

Кто они, победители и призеры?

В номинации «Преподавание математики в начальной школе» победителем стала Марина Николаевна Пасечник, учитель начальных классов школы №47 Владивостока. Она представила авторскую разработку – интерактивную тетрадь «ПИФТ», ее название обозначает «таблица Пифагора». Это не просто лэпбук по таблице умножения, но целый проект, в котором дети принимают активное участие: изготавливают саму тетрадь, придумывают задания и их оформление, решают примеры и получают за это монетки – пифты. Таким образом, изучение умножения превращается из зубрежки в увлекательное приключение для всего класса.

Призерами стали сразу шесть учителей начальной школы, представившие самые разные темы. Юлия Владимировна Авдонина, учитель МОУ «ЦО «Тавла» – СОШ №17» Саранска (Мордовия), рассказала о применении игровых технологий на уроках математики. Участники ее фокус-группы, разбившись на команды, играли в авторские математические игры, используя в том числе и цифровые технологии. Умножение через удивление – именно так учит своих ребят Ольга Александровна Болодурина из Марий Эл, в своем мастер-классе она поделилась находками, позволяющими увлечь и мотивировать ребят. Мария Николаевна Волкова из гимназии №14г Глазова (Удмуртия) в своем мастер-классе рассказала о применении интегрированного обучения на примере авторского проекта «Удмуртия в цифрах». Своим опытом применения проблемной технологии на уроках математики как средства формирования познавательной активности младших школьников поделилась учитель школы №181 Нижнего Новгорода Елена Владимировна Гаранина. Еще один призер из Мордовии – учитель Явасской средней школы Светлана Васильевна Калачева – продемонстрировала применение игровых технологий при проведении устного счета на уроках математики. Виктория Геннадьевна Юферева из Красноярского края провела интересный мастер-класс на тему «Геометрия через глину. 3D-моделирование». Уже не первый год она ведет кружок «Волшебная глина» в рамках внедрения инклюзивного образования в своей школе и поделилась секретами мастерства лепки и применения этого вида искусства на уроках математики.

Основная школа. Пятеро лучших

Победителем в номинации «Преподавание математики в основной школе» стала Екатерина Александровна Назаренко, учитель образовательного комплекса «Алгоритм успеха» из Белгородской области. На своих уроках она не просто преподает математику, но и прививает ребятам навыки культуры здорового образа жизни с помощью заданий валеологического содержания.

Призеров в этой номинации пятеро. Учитель математики Райковской школы имени Н.И.Носова (Хакасия) Александр Сергеевич Аплин увлек свою фокус-группу новым подходом к изучению формул сокращенного умножения, взрослые уже люди заново открыли их для себя и с удовольствием решали задания, которые казались им трудными в школьные годы. Мария Александровна Веневцева из Ярославля не новичок в конкурсах профессионального мастерства, в этом году она участвовала и в олимпиаде «Команда большой страны», стала финалистом конкурса «Флагманы дополнительного образования», и вот призер конкурса мастер-классов с интересным опытом применения технологии развития критического мышления на уроках математики. Учитель математики ростовской санаторной школы-интерната №28 Елена Викторовна Лапина поделилась секретами создания и использования на уроках образовательных скетчей. Кировскую область в этой номинации представили два призера. О специфике формирования математической грамотности у юных железнодорожников рассказала Вера Анатольевна Суровцева, преподающая математику в Железнодорожном образовательном центре Кирова. Учитель лицея информационных технологий №28 Кирова Елена Николаевна Печенкина представила опыт применения открытых задач для формирования функциональной грамотности.

Лидеры старшего звена

Победитель в номинации «Преподавание математики в средней школе» тоже не новичок в профессиональных конкурсах: учитель верхневилюйской школы №4 имени Д.С.Спиридонова (Якутия) Александр Саввич Дмитриев в 2022 году стал еще и полуфиналистом проекта «Классная тема». В своем мастер-классе он представил авторскую разработку комплекта наглядно-прикладных материалов для вывода формул вычисления объемов тел вращения и их практического применения.

Призеров в этой номинации тоже пять, среди них отдельно хочу отметить учителя из пгт Новый Свет Донецкой Народной Республики Елену Алексеевну Борюшову. Она поделилась своими находками в преподавании инвариантов в курсе математики. Участники мастер-класса учителя математики гимназии №10 Новосибирска Аллы Михайловны Борисовой решали ситуационную задачу по оптимальной постройке загородного дома, заодно отрабатывая навыки читательской грамотности. Учитель математики сергачской средней школы №1 (Нижегородская область) Светлана Викторовна Весновская рассказала о применении теоремы Пифагора, в частности пифагоровых троек, при подготовке к ЕГЭ. Как запомнить формулы тригонометрии? Ответ на этот вопрос дала в своем мастер-классе учитель математики школы №9 Абакана (Хакасия) Екатерина Георгиевна Винник: с помощью приемов мнемотехники! Частой причиной слабой успеваемости по математике бывает неумение найти свои ошибки. Развитие навыков самоконтроля и самоанализа – вот ключ к успеху, считает учитель математики средней школы №2 г. Лыскова Нижегородской области Наталья Евгеньевна Мыкалова.

С нами СПО

Хорошей тенденцией становится привлечение к конкурсам профессионального мастерства не только школьных учителей, но и преподавателей СПО. В номинации «Преподавание математики в образовательной организации среднего профессионального образования» победу одержала Наталья Васильевна Тишкина из Оренбургской области, которая увлекает своих студентов изучением математики, применяя флексагоны.

Пятерку призеров в этой номинации открывает Екатерина Владимировна Кайзер из Новосибирской области, поделившаяся опытом проведения интегрированных уроков: текстовую задачу на растворы она с ребятами решала прямо в химической лаборатории, подкрепляя математическую модель практикой. «Привлекательно, увлекательно – занимательно» – вот кредо еще одного призера из Новосибирской области Олега Викторовича Новикова. Именно так он преподает своим студентам математику. Преподаватель медицинского колледжа из Севастополя Софья Александровна Осетрова давно нашла для себя ответ на вопрос, как заинтересовать фельдшера изучением математики, и в своем мастер-классе представила копилку идей, которые помогают ее студентам не просто учить, но и любить наш предмет. Целеполагание и мотивация – вот главное в уроке математики, считает преподаватель из Оренбургской области Татьяна Викторовна Рылеева. Она рассказала об эффективных приемах, которыми пользуется для достижения наилучших результатов. Студентам раменского колледжа повезло: их преподаватель математики Анна Николаевна Тураева делает все, чтобы уроки были практически направлены именно на сферу их профессиональной деятельности, а учит она будущих сотрудников МЧС!

Хочу отметить, что мастер-классы победителей и призеров конкурса доступны по ссылке или QR-коду.

Хочу поблагодарить организатора конкурса – Академию Минпросвещения России – за реализацию актуального и доступного для всех педагогов проекта. После такой действительно яркой увертюры нет сомнений, что сам Международный съезд математиков станет заметным событием в нашем образовании!

Источник: https://ug.ru/yarkaya-uvertyura/